понедельник, 18 июня 2012 г.

«…воззрения, которые учат человека благодушному 
отношению к себе, вводят его в заблуждение, причём до такой степени, что 
всякий придерживающийся этих воззрений терпит крах. Ибо какая нам 
польза от той тщетной уверенности, если, выбирая, устраивая, 
испытывая и совершая то, что мы считаем хорошим, мы терпим крушение, теряя 
при этом и здравый рассудок, и способность к действию? Причём терпим 
поражение в самом начале и всё-таки упорно продолжаем идти этим 
путём, пока не приходим к полному краху. Иначе и быть не может с теми, 
кто полагает, что может совершить нечто благодаря своим собственным 
достоинствам. Человек, слушающий тех наставников, что тешат нас 
живописанием нашей праведности и добродетели, ничуть не продвинется 
в познании самого себя, но останется в очень опасном неведении.» 

Жан Кальвин «Наставление в христианской вере. Т1. О первородном грехе»

«Мы наблюдаем, что в человеческом духе живёт стремление к истине, к которой он не был бы склонен, если бы не вкусил её в самом начале. В человеческом духе есть искра света, благодаря которой в нём обитает естественная любовь к истине, отсутствие которой у животных свидетельствует, что в них нет ни малейшего намёка на разум. Однако это относится к разуму как таковому, к его состоянию до того момента, как, предавшись суете, он сбивается с пути. Ибо разум человеческий по своему невежеству не в состоянии твёрдо держаться верного пути к истине, но уклоняется от него в разные стороны и, как слепец, продвигающийся ощупью в темноте, то и дело
спотыкается, пока не заблудится окончательно. В процессе поиска истины наш разум обнаруживает, как плохо он к нему приспособлен.
Другой его крупный недостаток состоит в том, что чаще всего он не различает, к чему приложить свои силы. Он мучается идиотским любопытством в исследовании ненужных и не имеющих никакой ценности вещей. А что до вещей необходимых, то он их либо вовсе не замечает, либо вместо того, чтобы внимательно рассмотреть, лишь
мимоходом бросает на них взгляд. Определённо, почти никогда не случается, чтобы он с усердием работал над серьезными предметами.
Подобная извращённость по душе языческим писателям, однако очевидно, что они сами запутались в ней. Поэтому Соломон в своём Экклезиасте, рассказав о вещах, от которых люди получают наслаждение и при этом считают себя мудрыми, кончает тем, что объявляет их легкомысленными и пустыми.»

Жан Кальвин «Наставление в христианской вере. Т1. Об отсутствии у человека свободной воли»



Комментариев нет:

Отправить комментарий